Работодатели: как работают в сети «Винный базар»

Основатель сети винных баров «Винный базар» Евгения Качалова несколько раз сменила специальность, прежде чем решила превратиться из работника по найму в работодателя. Евгения рассказала Rjob, как искала первых сотрудников в ресторанной сфере и на какие качества обращала внимание, почему не нанимает тех, для кого работа официанта – временная, и как обучает сотрудников на винодельнях мира.
Работодатели: как работают в сети «Винный базар»
Евгения Качалова
Основатель сети винных баров «Винный базар» Евгения Качалова

Как появился «Винный базар»? 

Несколько лет назад я не могла и представить, что буду настолько тесно связана с ресторанным рынком в целом и с вином в частности. После окончания факультета международных отношений СПбГУ я успела поработать в баскетбольном клубе, фотостудии и в банковской сфере. А однажды по рекомендации друга пришла в сеть винных бутиков на позицию исполнительного директора, где и произошло моё первое знакомство с вином.

В 2013 году я созрела для запуска собственного дела и ушла с работы по найму, а в феврале 2014 открылся первый «Винный базар» на Комсомольском проспекте. Проект задумывался как винный бутик с домашней атмосферой, куда людям было бы приятно зайти в любое время, выпить бокал вина и купить с собой. И на тот момент это была уникальная для столичного рынка концепция.

Винныи_базар стоика

Каково было набирать команду, если сами ещё вчера работали по найму?

Один человек ушёл со мной с предыдущего места работы, а второго мы нашли перед запуском проекта. Первое время бюджет не позволял нанять большой штат, и я стала выходить на смены сама. Я выполняла работу официанта, кависта, кассира, общалась с гостями в зале. Причём не только по меню или вину – я интересовалась их настроением, узнавала, как прошёл день, и могла поддержать беседу на самые разные темы. 

В любом ресторанном проекте сотрудники несут основной эмоциональный заряд. Именно от их умения и любви общаться, гостеприимства и открытости зависит, придёт ли гость вновь. Выбор сферы деятельности к этому обязывает. И нам нужны те, кто сможет поддерживать созданную атмосферу, работать с гостями с такой же открытостью и душевностью, как это делала я.

На что вы обращали внимание при найме для первого «Винного базара» и сейчас?

Когда я открывала первый «Винный базар» 5 лет назад, на кадровом рынке было очень мало сотрудников, которые бы хорошо разбирались в вине. Первое время мы брали продавцов из винных магазинов, но они привыкли работать «экспертом» у винной полки, и не готовы обслуживать гостей в качестве официанта. А нам был нужен универсальный специалист, который готов работать официантом, кассиром, кавистом и сомелье одновременно.

Тогда я решила брать в команду людей, соответствующих моему видению и атмосфере наших баров, с обязательным опытом работы в общепите, но, возможно, без опыта работы с вином. Сейчас винные знания уже не так важны, так как у нас появилась школа «Винного базара» для новичков, в которой преподаёт наш шеф-сомелье. Поэтому сейчас предпочтение отдаём ярким, харизматичным и увлечённым гастрономией ребятам. В конце месяца каждый из них пишет винное тестирование, от результатов которого зависит оклад.

Винныи_базар шкаф

По каким критериям вы выбираете «своих» людей? 

На собеседовании мы всегда стараемся сразу понять, насколько эта работа человеку важна и интересна. Кандидаты, которые рассматривают работу в ресторане как временную, иначе к ней относятся. Они часто не обращают внимания на детали, не соблюдают требований, не вникают в философию заведения. Очень важна способность сотрудников работать в команде, чтобы человек не «замыкался», не терял контакт и не тормозил все рабочие процессы. Негативно влияет на работу конфликтность и вспыльчивость персонала. В ресторанной индустрии не задерживаются люди, не способные справляться со стрессовыми ситуациями.

Ещё среди необходимых качеств я бы отметила тактичность, внимательность, ответственность, пунктуальность. На неё я обращаю внимание ещё на собеседовании. Ведь если человек опоздал на такую важную встречу, то умеет ли он грамотно планировать своё время?

Как вы тестируете и оцениваете персонал?

У нас есть служба тайных гостей, которая оценивает проекты и сотрудников каждую неделю. Негативные отзывы мы обязательно проговариваем с командой. Также у нас есть система штрафов за негатив и система мотивации и награждений за позитивные отклики.

Есть ли в компании возможности для карьерного роста?

Мы стараемся максимально развивать своих сотрудников. Каждый пришедший к нам знает, что у него есть возможность двигаться либо в сторону управленца, либо развиваться в рамках образовательного департамента в сторону сомелье и винной истории. Например, мы стараемся растить управленцев сами, и очень редко берём на эту должность сотрудников со стороны. Сейчас из 8 проектов 5 управляющих выросли внутри компании. 

Винныи_базар зал

Как вы мотивируете сотрудников? 

На мой взгляд, процесс мотивации должен идти по цепочке от владельца к операционному директору и каждому управляющему. Владелец вдохновляет их, они вдохновляют всю команду. Если владелец не умеет мотивировать и вдохновить коллектив, то не стоит ждать этого и от других сотрудников.

В зависимости от должности и психотипа сотрудника мы используем разные мотивационные программы. Например, для сотрудников кухни – это процент от чаевых. Для управляющих очень важна поддержка. Это сложная должность, человек отвечает за результат. И чем больше руководитель на это обращает внимания, тем больше мотивации получает управляющий.

А лучших сотрудников отправляем в поездку на винодельни – это масса новых впечатлений, знаний, необходимый эмоциональный заряд. Каждая поездка – это интересные маршруты, лекции, экскурсии, дегустации. Сотрудники возвращаются вдохновлённые, полные желания двигаться вперёд.

Вино – сфера очень узкая и специфичная. Насколько здесь важен талант? 

Здесь скорее важен интерес, а не талант. Если человеку интересен сам напиток, интересна его история, если он хочет в эту сферу погружаться, то у него есть все шансы. 

logo_wine.jpg

«Винный базар» – сеть баров без винной карты, с демократичным меню и огромным ассортиментом вина – от популярных до не самых известных, но интересных винных регионов и специалитетов. Первый «Винный базар» на Комсомольском проспекте открылся в 2014 году. Сейчас штат компании – около 120 человек, сеть насчитывает 8 винных баров.

© Мария Степанова, RJob

Степанова Мария

При использовании материалов сайта rjob.ru указание автора и активная ссылка на сайт обязательны!


Интересно:

Профессия: бета-ридер 
5 фильмов для тех, кто собирается подработать летом 

Оставить комментарий к статье

Гость
Гость


Комментирование доступно только после авторизации


Также комментирование доступно при авторизации через любую из социальных сетей



Комментарии 0